Меню

Системы слепой посадки самолетов по радиомаякам

Сначала об общих законах посадки. Получив разрешение на посадку, самолет подходит к аэродрому, делает над ним круг и затем выходит на направление взлетно-посадочной полосы (ВПП). Некоторое время самолет летит на высоте 300 – 400 м и, когда до аэродрома остается 4 – 5 км начинает снижаться. Траектория снижения самолета называется глиссадой планирования. Слепая посадка может обеспечиваться разными системами. Первой была слепая посадка по радиомаякам.

На аэродроме устанавливается группа радиомаяков, которые позволяют летчику правильно выдерживать направление полета при посадке (курсовой маяк), правильно проводить снижение самолета (глиссадный маяк) и, кроме того, фиксировать момент начала снижения и момент пролета границы аэродрома (маркерные маяки). На рисунке ниже показано расположение наземной радиоаппаратуры на аэродроме.

Курсовой радиомаяк, устанавливаемый в направлении ВПП, формирует две пересекающиеся диаграммы направленности, формирующие равносигнальное направление в горизонтальной плоскости, совпадающее с направлением ВПП. Каждой диаграмме направленности соответствует модулирующий сигнал своей частоты: 90 и 150 Гц. Эти диаграммы направленности показаны на следующем рисунке. Как видите, они имеют достаточно причудливую форму, чтобы обеспечить максимум излучения вдоль ВВП и определить сторону подлета самолета.

Глиссадный радиомаяк создает равносигнальную зону в вертикальной плоскости. Направление этой равносигнальной зоны соответствует траектории снижения самолета. Равносигнальная зона, как можно увидеть на рисунке ниже, сформирована двумя диаграммами направленности, по которым излучаются сигналы, отличающиеся частотой модуляции. Ширина равносигнальной зоны глиссадного маяка составляет 0,8о. Дальность действия около 25 км.

Три маркерных маяка служат для фиксирования момента пролета самолета над точками, отстоящими от начала ВПП на известных расстояниях. Маркерные маяки устанавливаются вдоль направления ВПП со стороны посадки. Излучение этих маяков направлено вверх и концентрируется в сравнительно узком конусе. В момент пролета маркерного маяка на самолете загорается сигнальная лампочка. Располагаются они на расстоянии: 5 – 7 км от границы аэродрома; 1 – 2 км от границы аэродрома и на самой границе аэродрома.

Эта система обеспечивала вывод самолета к взлетно-посадочной полосе. Далее посадка осуществлялась пилотом вручную.

Заключение

Путем радиопеленгации источника с двух и более удаленных друг от друга точек можно определить местоположение источника излучения путем триангуляции. Обратно, при радиопеленгации двух и более разнесенных радиомаяков, местоположение которых известно, можно определить положение радиопеленгатора. И в том и в другом случае для получения удовлетворительной точности требуется, чтобы определяемые направления достаточно отличались друг от друга. В первом случае этого добиваются выбором точек, с которых осуществляется радиопеленгация, во втором -- путем выбора подходящих радиомаяков.

Многие радионавигационные системы используют радиопеленгацию в качестве метода определения положения. Например, радиокомпас, по сути, является специализированным пеленгатором, принимающим сигналы приводных радиомаяков или вещательных станций средневолнового диапазона.

Существует большое количество различных аварийных радиобуёв, содержащих в себе радиомаяки, местоположение которых в случае аварии может быть установлено путем радиопеленгации. Современные радиобуи, как правило, передают индивидуальный код, позволяющий идентифицировать буй, а также координаты места бедствия, определенные встроенным навигационным приемником,

Также приемы радиопеленгации используются при поиска лавинных радиомаяков (англ.). Наиболее распространенные типы лавинных маяков используют частоту 457 кГц, на которой направленность антенн определяется в первую очередь эффектами ближней зоны.

Другие статьи:

Средства постановки помех и помехозащиты на РЛС
Радиолокационные станции (РЛС) управления воздушным движением (УВД) используются для управления движением самолетов в воздухе в районе аэродрома и на земле после посадки. Такие станции позволяют обнаруживать прибывающие самол ...

Техническое переоснащение организационной наблюдательной сети Росгидромета
Последовательное осуществление курса правительства РФ на подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективн ...

Повышение помехозащищенности станций и обеспечение боевой работы радиотехнических войск ПВО
В связи с расширением НАТО на восток руководство США и Северо-Атлантического союза сформировало новую военную доктрину блока. Так, ее положениями определены: вероятные противники, виды войн и конфликтов, возможные условия их ...

(C) 2019 | www.techniformula.ru