Меню

Самолетные радиопеленгаторы

Радиополукомпас.

Обслуживание слухового радиопеленгатора на самолете чрезвычайно затруднительно, не говоря уже о том, что шум внутри самолета сильно мешает определению пеленга по минимуму приема. Поэтому на самолетах получили распространение радиопеленгаторы со стрелочным индикатором, так называемые радиополукомпасы (РПК). РПК позволял определить угол между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию.

В РПК использовался комбинированный прием на рамку и вертикальную антенну. Правда, объединение сигналов от этих антенн осуществлялось несколько хитрее, чем просто сложение. Рамка могла быть как поворотной, так и закрепленной неподвижно на корпусе самолета.

Поясним принцип действия, пользуясь упрощенной структурной схемой РПК.

Принятый рамочной антенной сигнал после усиления в усилителе высокой частоты поступает в коммутатор фаз. Коммутатор фаз периодически с низкой частотой меняет фазу выходного напряжения. Если низкочастотное напряжение положительно, то коммутатор не изменяет фазу, т.е. выходное и входное напряжения коммутатора совпадают по фазе. Если низкочастотное напряжение отрицательно, то коммутатор фаз изменяет фазу на 180о, т.е. выходной сигнал коммутатора совпадает с перевернутым входным сигналом. Сумматор складывает это напряжение с напряжением, полученным от вертикальной антенны. В результате через каждую половину периода низкой частоты происходит то сложение напряжений с вертикальной антенны и рамки, то их вычитание.

Процесс сложения этих напряжений показан ниже при различном расположении рамки относительно радиостанции.

Напряжение на выходе амплитудного детектора

Напряжение на выходе сумматора

Коммутирующее напряжение

Напряжение на выходе коммутатора

Напряжение с вертикальной антенны

Напряжение с рамочной антенны

Пусть для определенности рамка закреплена на корпусе самолета и ориентирована так, что линия нулевого приема совпадает с осью самолета. Закрепленная рамка использовалась в радиополукомпасе РПК-10 (“Чаенок”), который стоял на советских истребителях во время Великой Отечественной войны.

Поясним процессы, происходящие в РПК. На верхней строке изображено напряжение с выхода рамочной антенны. Если ось самолета направлена на источник излучения, то есть плоскость рамки перпендикулярна направлению на источник излучения (рис. б), то напряжение с выхода рамки равно нулю. При отклонении оси самолета от направления на источник излучения на рамке появится высокочастотное напряжение. Изменение стороны отклонения приведет к изменению фазы на π. Обратите внимание на такое изменение фазы, показанное на диаграммах.

Напряжение с выхода вертикальной антенны не зависит от направления полета самолета. Сложение напряжений, снимаемых с рамки и с вертикальной антенны, происходит не непосредственно, а после коммутации первого низкочастотным процессом. После сложения получается амплитудно модулированный процесс.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи:

Расчет амплитуд цифровых сигналов яркости и цветности при передаче элементов белого и желтого цвета
В 1900 году русским военным инженером К. Д. Перским на IV Международном электротехническом конгрессе был впервые введен термин «телевидение». Телевидение – это область современной радиоэлектроники, которая занимается изучени ...

Усилительные свойства одиночных каскадов
Усилительные каскады РЭА любой степени сложности могут быть представлены в виде различных комбинаций трёх основных схем включения транзисторов: с общим эмиттером (ОЭ), с общим коллектором (ОК) и с общей базой (ОБ). (Для полев ...

Идентификация параметров математических моделей биполярных транзисторов КТ209Л, КТ342Б и полевого транзистора КП305Е
В ходе выполнения курсовой работы получить знания в области своей будущей профессии, проводя небольшие исследования. В данной курсовой работе необходимо определить параметры структурно-физических математических моделей диод ...

(C) 2019 | www.techniformula.ru